Тренер бронзовых призеров чемпионата Европы по фигурному катанию Александры Степановой/Ивана Букина Ирина Жук, работающая в тандеме с.
Руководство Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) гордится результатом, который показали российские.

И полезная. Качественная печать, фотографии, подробные инструкции. Для любителей фигурного катания - реальная помощь в освоении техники.
Как научиться красиво кататься на ледовых коньках? Начните с изучения простых элементов фигурного катания, о которых рассказывается в этой.
- По пути, который прокладывали одиночники, шли и другие виды фигурного катания — парное катание и спортивные танцы на льду. Здесь тоже есть.
- В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и.
Федерация фигурного катания на коньках России — общественная организация, созданная в 1992 году и признанная Олимпийским комитетом России.


Коньки были изобретены много веков назад. Сохранились исторические свидетельства о том, что первые коньки были изготовлены из костей животных. Вот что писал в 1174 г. монах Стефаниус в своей «Хронике знатного города Лондона»: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал, замерзает, целые группы молодых людей идут туда развлекаться на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...» На смену костяным конькам пришли деревянные, «подкованные» узким железным полозом. Когда они появились впервые, трудно сказать точно. Но уже в летописях и различных книгах XIV—XV столетий можно встретить записи и гравюры, на которых изображены люди, скользящие на деревянных коньках с железными лезвиями... Пожалуй, больше всех увлекались бегом на коньках голландцы. Это можно объяснить и тем, что замерзшие каналы, которых в этой стране превеликое множество, становятся зимой- идеальными беговыми дорожками. Тысячи голландцев с помощью коньков совершали даже небольшие путешествия. Именно в Голландии впервые познакомился с коньками русский царь Петр I . Он привез эту «голландскую потеху» в Россию. С этого и началась у нас в стране история коньков. От первых коньков до первых спортивных стартов — дистанция огромного размера. Прошли сотни лет, прежде чем были проведены первые официальные соревнования конькобежцев и фигуристов. А первый чемпионат мира по фигурному катанию вообще состоялся лишь в конце прошлого столетия. В спортивных справочниках говорится о том, что первые соревнования фигуристов с официальной четкой программой были проведены в Вене в 1872 г. По этой программе, кстати говоря, без принципиальных изменений (различные поправки, усовершенствования, конечно, были и, несомненно, еще будут) работают и по сей день. Фигуристы-одиночники тогда выполняли обязательные фигуры и соревновались в произвольном катании. Спустя столетие эта программа была дополнена. Появились так называемые короткие програмы, в которых фигуристы демонстрируют под музыку определенное количество сложных элементов, показывая таким образом, насколько серьезно овладели они различными приемами любимого вида спорта. Но до введения короткой программы понадобились годы. По пути, который прокладывали одиночники, шли и другие виды фигурного катания — парное катание и спортивные танцы на льду. Здесь тоже есть свои обязательные программы и произвольные композиции. И изменения, происходящие у нас на глазах, являются отражением одних и тех же процессов: фигурное катание усложняется, растет артистизм исполнителей, совершенствуется музыкальное сопровождение. Словом, фигурное катание развивается более гармонично. И лучшие фигуристы мира всегда соответствуют этим требованиям. В этом каждый из вас мог убедиться не один раз. Почему знаменитого? Да потому, что именно здесь зарождалось все наше фигурное катание (и не только оно, вообще искусство владения коньками, включающее в себя и скоростной бег на коньках). Именно в Петербурге было создано Общество любителей бега на коньках, а местом для занятий членов клуба были избраны пруды Юсуповского сада. Впервые каток в саду был подготовлен для тренировок еще в 1865 г., а само общество сформировалось спустя двенадцать лет. Фигуристы из Юсуповского сада — их потом часто называли юсу-повцами — выступали на многих международных турнирах. И всегда успешно. Их имена были широко известны не только дома, но и за рубежом. Все они были известными общественными деятелями, художниками и инженерами, актерами и учеными. В международной классификации тех времен всегда высоко стояли В. Срезневский, А. Лебедев, Н. Пояринов, Р. Бюхтгер и многие другие их товарищи по обществу. Именно А. Лебедеву посчастливилось стать победителем крупнейшего международного турнира в Петербурге зимой 1890 г. Этот турнир и считался первым неофициальным мировым чемпионатом. Есть какая-то справедливость в том, что спустя шесть лет — в 1896 г.— проведение первого в истории официального чемпионата мира было доверено именно Петербургу, а непосредственными организаторами его выступили члены Общества любителей бега на коньках. В чемпионате участвовали только мужчины, и было их совсем немного — всего четверо. Кто же стал первым в истории официальным чемпионом планеты? Им оказался немецкий спортсмен Г. Фухс, который и обязательные (так называемые школьные) фигуры чертил отменно, и в произвольном катании выступал надежно. К сожалению, русские фигуристы не могли составить конкуренции гостям. Это можно было объяснить и тем, что фигуристы старшего поколения уже сходили с арены, а молодежь только-только начинала овладевать тайнами мастерства. В дни первого чемпионата среди зрителей был и совсем еще юный спортсмен Николай Панин-Коломен-кин — будущий наш олимпийский чемпион. Первый мировой чемпионат проводился под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ). В состав этой международной спортивной федерации фигуристы входят и по сегодняшний день, поскольку отдельного, своего международного объединения не имеют. Для женщин первый мировой чемпионат был проведен только в 1906 г. на высокогорном швейцарском курорте Давосе (на катках Давоса европейские и мировые чемпионаты с тех пор проводились многократно). Первой чемпионкой стала англичанка М. Сайерс. В течение многих лет мужские и женские чемпионаты мира проводились раздельно. И лишь после первой мировой войны были организованы совместные чемпионаты, в которых соревнуются фигуристы четырех разрядов: мужчины и женщины, выступающие в одиночном катании, спортивные пары и представители самого молодого вида фигурного катания — спортивных танцев на льду (они примкнули к остальным только в 1952 г.). Парное катание вышло в «большой свет» впервые в 1908 г. И вновь в роли первооткрывателя выступил каток Юсуповского сада в Петербурге. Победа тогда досталась немецкой паре — А. Хюблер и Г. Бур-гер. Надо сразу же отметить, что это были очень волевые и техничные по тому времени спортсмены. Они выступали на международной арене долго, и именно им достались первые в истории золотые олимпийские медали в парном катании. Соревнования фигуристов быстро приобрели популярность, благодаря которой начинают строиться катки с искусственным льдом. Один из первых таких катков был сооружен в Лондоне, где в 1908 г. проводились IV летние Олимпийские игры. В то время соревнования фигуристов, как это ни странно, включались в программу летних игр. Международный олимпийский комитет внимательно следил за развитием сравнительно нового вида спорта. Появление на играх фигуристов дало колоссальный толчок общему развитию этого вида спорта во всех ведущих спортивных державах мира. Первым олимпийским чемпионом среди мужчин стал швед У. Сальхов. Это не было ни для кого сюрпризом, ведь шведский фигурист в общей сложности десять раз завоевывал звание чемпиона мира. Правда, у него был грозный соперник из России — Н. Панин-Коломенкин, но необъективное судейство не позволило нашему соотечественнику закончить соревнования. Это не помешало, однако, Н. Панину-Коломенкину завоевать для своей родины первое в истории олимпийское золото в другом виде программы. После выступления на Олимпийских играх Н. Панин-Коломенкин занялся тренерской деятельностью. По поручению Общества любителей бега на коньках он написал первый в мире учебник по фигурному катанию. У меня дома хранится один из первых экземпляров этой книги: по ней и сегодня можно готовить фигуристов. Вообще наш чемпион намного опередил в своих теоретических работах свое время. И сегодняшний читатель его книг находит в них немало поучительного. Николай Александрович писал в одном из своих учебников: «Красота и разнообразие линий и рисунков... с одной стороны, а с другой — ритм, грация, ' темперамент, пластика, гармония и музыкальность движений могут вызвать как в самом исполнителе, так и в зрителе эмоциональные состояния, обусловленные удовлетворением чувства красоты...» И далее: «Уже это необычайно большое значение эстетической стороны отличает фигурное катание от других видов спорта. Но отличие это идет гораздо дальше. Высшие проявления фигурного катания... должны не только воздействовать на самих исполнителей, но и заражать своей эмоциональностью и массу; они могут... создавать известные художественные образы с каким-то тематическим (психологическим или социальным) содержанием. Поэтому нельзя не признать фигурное катание стоящим почти в одной плоскости с хореографическим искусством...» Все это было написано задолго до того времени, когда лучшие фигуристы начали создавать свои прекрасные артистические программы, когда появились великолепные концерты фигуристов — показательные выступления. Олимпийские соревнования принесли некоторым фигуристам своеобразные рекорды. Четыре раза выступала на олимпиадах норвежская спортсменка Сони Хени и три раза становилась чемпионкой. Такими же достижениями мог похвастаться шведский фигурист Гиллис Графс-стрём. В 1980 г. к ним присоединилась и наша Ирина Роднина. Трижды выступала она на играх и каждый раз привозила домой золотые награды. Трудно будет превзойти такое достижение! Ну а чемпионаты Европы, с какого времени проводятся они? Впервые сильнейшие одиночники стартовали в Гамбурге в 1891 г., и первое место тогда было присуждено немецкому фигуристу О. Улигу. Год спустя в Вене чемпионом стал австриец Э. Энгельман. Женщины на европейских первенствах начали выступать только с 1930 г. (в Вене). Чемпионаты Европы для мужчин и женщин вначале тоже проводились раздельно. Первой чемпионкой была Ф. Бургер (Австрия), уступившая затем на шесть лет чемпионский титул С. Хени. В 40-е годы лидерами мирового фигурного катания становятся американцы и канадцы. И это вполне понятно, если учесть, что над Европой пронесся ураган войны, что множество городов было разрушено и, конечно, ни о каком строительстве катков с искусственным льдом речи быть не могло. А за океаном в это время были возведены сотни новых арен, что и дало возможность организовать более интенсивные тренировки уже не единицам, а сотням талантливых спортсменов. Первые же крупные международные соревнования после второй мировой войны показали, как далеко вперед ушли фигуристы США и Канады. Они первыми стали демонстрировать сложнейшие прыжки в два с половиной и три оборота, создали свою оригинальную школу со своеобразными пластическими и постановочными приемами. Часто во время телевизионных передач с чемпионатов мира и олимпийских игр можно увидеть с микрофоном в руках известного в прошлом американского фигуриста Дика Бат-тона. Он был пятикратным чемпионом мира и двукратным олимпийским чемпионом (в 1948 и 1952 гг.). В техническом арсенале Баттона — много прыжков и стремительных дорожек шагов. На чемпионском посту Баттона сменили братья Алан и Дэвид Джен-кинс. «Семейные» медали они завоевывали семь лет подряд — поочередно. Все эти фигуристы оказали значительное влияние на развитие мирового фигурного катания в послевоенные годы. Бурный рост техники и выразительности в мужском одиночном разряде (доставляя огромное удовольствие многомиллионной аудитории зрителей) наблюдался во многих странах. Завоевали всемирную популярность такие фигуристы, как канадец Д. Джексон, М. Шнелльдорфер (ФРГ), А. Кальма (Франция), Э. Дан-цер и В. Шварц (Австрия), А. Жилетти (Франция), Т. Вуд (США), О. Непела (Чехословакия).

Что такое фигурное катание на коньках? Очерк истории фигурного катания Фигурное катание - мост между спортом и искусством Фигурное катание на коньках, как вид физической культуры Снаряжение для фигурного катания Приложение 2 Правила соревнований в фигурном катании на коньках, принятые Международным Союзом конькобежцев ПРЕДИСЛОВИЕ Катание на коньках весьма распространено в СССР. Скоростной бег стоит на высокой степени развития. Хоккей также постепенно захватывает самые широкие круги населения. Но третья область конькобежного спорта - фигурное катание - совершенно неизвестна широкой публике. До войны фигурное катание, обосновавшееся, главным образом в Петербурге, являлось достоянием очень небольшого круга лиц, как и всякий вид спорта, требующий очень большой, точной школы, и весьма серьезной. постоянной тренировочной работы. Теперь же, когда спорт, поддержанный правительством, возродился и захватил широкие массы, возрождение фигурного катания на коньках тормозится отсутствием литературы по этому виду спорта. Превосходная, исчерпывающая тему, книга Панина, изданная в 1910 г., разошлась полностью и стала библиографической редкостью. Предпринятые в последнее время попытки перевода некоторых иностранных руководств страдают неполнотой, «малопонятностью» текста, неточной терминологией и, главное, - отсутствием достаточного количества рисунков и схем. А между тем руководство по фигурному катанию, по самому своему существу, требует именно возможно более подробной и л л ю с т р а ц и и текста, так как одни словесные описания движений никогда не могут заменить хорошего рисунка. В настоящей книге рисунку отведено большое внимание, и мы надеемся, что, благодаря этому, книга выиграет в своей ценности. Рисунки, выполненные по новой, нигде не применявшейся до сих пор, системе расположения фигур, исполнены по материалам различных авторов, главным образом – Панина и Сальхова. При составлении этой книги мы широко пользовались следующими пособиями: Н. Панин. Фигурное катание на коньках. Петербург, 1910 Ulrich Salchow. Das Kunstlaufen auf dem Eise. Berlin Artur Vieregg. Das Kunsteislauf, Berlin Korper, Diamantidi und Wirt. Spuren auf dem Eise. Wien. Катание на коньках издавна является любимым спортом в СССР. Почти каждый человек в детстве и юности увлекался этим спортом, находя в нем выход той потребности в сильном движении, которая свойственна каждому здоровому человеку в этом возрасте. Позже, когда человек делается взрослым и приступает к трудовой деятельности, он обычно прекращает катание на коньках, так как в зрелом возрасте простое катание, без цели и смысла, теряет свой интерес: нечего совершенствовать, некуда идти вперед. И действительно, кружиться по катку, не имея перед собой какой-нибудь задачи, не очень интересно. Играть в хоккей или состязаться на скорость также далеко не всем нужно и увлекательно. Поэтому посещения катка взрослым человеком делаются все реже, пока не прекратятся вовсе. А между тем катание на коньках таит в себе очень большие возможности, чрезвычайно интересную и разнообразную работу над собой, которая может весьма заинтересовать и даже увлечь каждого. Мы говорим о фигурном катании. Широкая публика ничего не знает об этой превосходной области спорта и отчасти – искусства. Что же такое фигурное катание? Немцы называют его «Kunsteislauf», т. е. искусство катания на коньках, или иначе – «художественное катание на коньках». Всякому, знакомому с коньками, известно, что при скольжении по инерции на одной ноге, конькобежец может наклоном своего тела изменять линию скольжения. Если центр тяжести тела конькобежца находится точно на вертикальной линии, проходящей через лезвие конька, то движение будет прямолинейное. Если же центр тяжести отклоняется от вертикали вправо или влево, то линия скольжения загибается в соответствующую сторону. Отсюда – возможность вычерчивать кривые линии и их комбинации. Кроме того, конькобежец может быстрыми поворотами тела около вертикальной оси изменять линию скольжения не только плавно, но и весьма резко, описывая на льду острые углы и изломы. Вначале может показаться, что исчерпать и систематизировать все бесчисленное множество фигур невозможно. Однако, это не так. Все фигуры, исполняемые на одной ноге (а в этих фигурах и лежит центр тяжести современного фигурного катания), в общем, сводятся всего к четырем элементам – «основным фигурам». Современное фигурное катание является обширной и детально разработанной системой, ставящей перед конькобежцем ряд конкретных задач, расположенных в порядке возрастающей трудности, и требующих не только точного вычерчивания тех или иных фигур, но и определенного положения тела во время исполнения фигуры, вытекающего, главным образом, из эстетических требований. Вся область фигурного катания разделяется на три больших отдела: I – «Школьное катание», II – «Специальные фигуры» и III – «Произвольное катание». Школьное катание заключается в исполнении тех или иных заранее определенных фигур, причем главным требованием является точность вычерчивания заданных фигур на льду и правильность, красота и свобода движений и положений. Если сравнить фигурное катание с какой-нибудь областью искусства, например – музыкой, то школьное катание приравняется к гаммам и техническим упражнениям. Второй отдел – «Специальные фигуры» - появился сравнительно недавно. Центр тяжести этого отдела лежит в рисунке, «чертеже на льду». Сами фигуры этого отдела могут быть изобретены каждым конькобежцем, но и исполнение чужих специальных фигур, иногда в высшей степени сложных, ценится также высоко. В нашем сравнении с музыкой отдел специальных фигур найдет себе параллель в области этюдов, т. е. Пьес, направленных к усовершенствованию тех или иных технических приемов, но имеющих в то же время и чисто художественную ценность. Третий отдел – «Произвольное катание», - как и показывает самое название, предоставляет фигуристу полную свободу выбора и изобретения фигур, их сочетания и последовательности. Произвольное катание обычно исполняется под музыку. Конькобежцу предоставляется известное время (от 1 до 5 минут), в течение которого он может развернуть целую композицию из различных фигур как на одной, так и на двух ногах, причем в оценке произвольного катания важное значение имеет не только трудность и новизна фигур, но и их связность, гармоническая последовательность, общая живость и свобода, короче говоря. – художественность исполнения. Продолжая наше сравнение фигурного катания с музыкой, мы увидим, что произвольное катание следует приравнять к высшей области музыки – композиции и исполнению виртуозных художественных произведений. Так же, как музыкант, желающий выступать в концертах, не может обойтись без долгой подготовительной работы в области гамм, технических упражнений и этюдов, так и конькобежец – фигурист, желающий достигнуть успеха в произвольном катании, окажется беспомощным, если он предварительно не прошел всю школу полностью. Здесь следует оговориться, что изучение школьных фигур само по себе много интереснее, нежели длительные занятия гаммами и чистой техникой в музыке, которые часто отпугивают начинающих. Современное фигурное катание с его детально и подробно разработанными отделами и программами появилось, конечно не сразу, а развивалось постепенно, начиная с простейших дуг, так же как и современная полифоническая музыка развилась из простейшей мелодии. 2. Очерк истории фигурного катания. Уже в доисторические времена коньки были знакомы нашим предкам. Коньки первобытных людей изготовлялись из костей животных и, следовательно, не имели важной способности современных стальных коньков — они не могли врезаться в лед и тем создавать прочную опору для скольжения по кривой линии. Костяные коньки, на которых передвигались при помощи палок, продержались чрезвычайно долго: только в самом конце XVII века в Голландии появились первые коньки с металлическим лезвием, врезанным в деревянную колодку. С этого момента и начало развиваться фигурное катание. Первоначальные попытки фигурного катания заключались не столько в вычерчивании на льду различных фигур, сколько в движениях и перемене положений во время скольжения, при чем наибольшее стремление конькобежца было направлено на подражание балетным артистам. Этот „балет на льду", сам по себе малоинтересный, оказал, однако, большое и благотворное влияние на дальнейшее развитие фигурного катания. В начале XIX века главный интерес фигуристов обратился в сторону „черчения на льду" и в этой области тогдашние фигуристы достигли высокой степени совершенства. Однако, фигурное катание в современном смысле слова еще не появилось. Только в 60-х годах прошлого столетия искусство «балета на льду» и «черчения на льду» соединились в одно гармоничное целое в лице американца Джексона Хэйнса (Jakson Haynes), который достиг необычайного совершенства в обеих областях фигурного катания. Джексон Хэйнс был профессионалом, выступая за плату перед публикой. Он объездил всю Европу (был в России, где и умер) и своим виртуозным, исполненным изящества и грации, катанием привлек тысячи конькобежцев к искусству фигурного катания. Таким образом, Джексон Хэйнс является основателем и родоначальником современной шкоды фигурного катания и память о нем живет и будет жить в среде его многочисленных последователей. В 70-х годах вся Европа покрылась сетью " конькобежных клубов, культивировавших фигурное катание по школе Хэйнса. Одновременно с этим стал развиваться и скоростной бег на коньках, сильно двинутый вперед благодаря изобретению норвежцем Хагеном особого типа беговых коньков, за которыми укрепилось название «норвежских». В 1882 году в Вене состоялось первое международное состязание в фигурном катании, где участниками были показаны очень высокие достижения. Победители Фрей, Энгельман и Паульсен подготовили к этому состязанию, помимо школы Хэйнса, еще ряд собственных приемов, из которых многие (прыжок Паульсена, крест Энгельмана) считаются до сих пор классическими упражнениями труднейшей области виртоузного катания. 1892 год ознаменовался важным событием в конькобежной истории: в этом году состоялся в Вене первый международный конгресс конькобежцев, на котором был основан Международный Союз Конькобежцев, разработаны правила любительства и утвержден регламент ежегодных состязаний на первенство мира и первенство Европы по скоростному бегу и на первенство Европы по фигурному катанию. Несколько позже фигурные состязания были допущены и во всемирном масштабе. Первое состязание на первенство мира по фигурному катанию состоялось в Петербурге в 1896 году, где к этому времени было два конькобежных клуба: английский «Neva Scating Society», основанный в 1864 году и клуб на катке Юсупова сада, где уже были свои превосходные фигуристы — Лебедев, Сандерс и Падусков. Первенство мира привлекло четырех участников, расположившихся в следующем порядке: Фукс (Германия), Хюгель (Вена), Сандерс и Падусков (Петербург). Следует отметить, что Сандерсом было взято первое место в отделе специальных фигур. Дальнейшее развитие фигурного катания выдвинуло на первые места шведа Ульриха Сальков, семь раз выигравшего первенство мира, венца Богача и петербуржца Панина - (Коломенкина), который явился единственным русским спортсменом, занявшим первое место на всемирной Олимпиаде (Лондон, 1908). До мировой войны фигурное катание в России, продолжая развиваться и в Петербурге (Олло, Датлин), выдвинуло на одно из первых мест москвича Малинина, с честью выступавшего не только на всероссийских, но и на международных состязаниях. Перед самой войной на катке «Девичье Поле» в Москве была основана бесплатная школа фигурного катания, руководимая Корабельщиковым. Школа за год своего существования сильно повысила класс молодых московских фигуристов и обещала многое впереди. Но началась война и спортивная жизнь в России заглохла на долгие годы. По окончании войны, с 1918 —19 года спорт начал возрождаться и, поддержанный правительством, значительно развился как в смысле массовости, так и в смысле достижений. Однако фигурное катание отстало от других видов спорта и теперь, когда старые фигуристы сошли со сцены, некому их заменить и поддержать былую славу. Скорейшее создание сети школ фигурного катания прекратило бы это ненормальное явление и помогло бы возродить и поставить на прежнюю высоту этот превосходный спорт. За последние годы фигурное катание на Западе выдвигает на первые места Англию и Канаду, представители которых довели свое искусство до необычайного совершенства. Чрезвычайно развивается за последнее время парное катание, требующее от обоих участников - дамы и кавалера - не только личного безукоризненного мастерства, но и очень большой стренированности. Особенно красивы, танцы и фигуры, основанные на строгой симметрии движения обоих участников. Олимпиада 1924 года в Шамони доказала чрезвычайно интересные достижения в этой области, обещающие в будущем очень большие возможности. 3. Фигурное катание—мост между спортом и искусством. Как уже упоминалось выше, в фигурном катании очень важное место занимает оценка с эстетической точки зрения. Одного точного вычерчивания заданной фигуры мало — необходимо, чтобы все положения и движения фигуриста были свободны, изящны, чтобы не чувствовалось трудности исполняемой фигуры; наоборот, чем непринужденнее держится фигурист, тем выше ценится исполнение. В правилах Международного Союза Конькобежцев (сокращено — М.С.К.) содержится целый ряд указаний по этому вопросу. Но помимо положения тела, художественный элемент содержится в значительной степени и в самих фигурах, вычерчиваемых коньком на льду. Школьные фигуры, представляющие собой элементы строгого геометрического орнамента, приучают глаз фигуриста к благородным линиям и пропорциям. Специальные фигуры, изобретение которых предоставляется каждому, дают свободу орнаментального творчества, правда, связанного специфическими особенностями исполнения на коньках, но все же содержащего в себе очень обширные возможности. Произвольное катание хорошего фигуриста является восхитительным зрелищем чисто-художественного порядка, напоминая какой-то необыкновенный танец, где танцор, как бы освобожденный от законов тяготения, двигаясь в ритме и характере музыки, скользит по льду с такой же легкостью, как птица по воздуху. Для хорошего произвольного катания мало одной технической работы. Так же, как музыкант, вполне совершенный технически не может увлечь слушателей, если он играет сухо, без надлежащей фразировки, так и фигурист, нагромождающий в своей программе кучу технических трудностей не удовлетворит зрителя, если он не оттеняет отдельных мест из своей программы надлежащей «пуантировкой». Одним словом, для того, чтобы достигнуть высших степеней совершенства в фигурном катании, надо, так же, как и артисту, обладать рядом способностей, совокупность которых принято называть талантом. Помимо развития художественного чувства, фигурное катание развивает еще одну важную область психики - чувство ритма. Уже в самой простой из фигур - голландском шаге - ритм имеет очень важное значение; особенно нужным является чувство ритма в исполнении школьных фигур ходами назад, когда фигурист не видит того места, где должен произойти переход на другую ногу, и где приходится руководствоваться только ритмическим соотношением времени, требуемого для исполнения обоих колец фигуры. В произвольном катании, исполняемом обычно под музыку, ритм, конечно, имеет еще большее значение. В Европе и Америке, где в наши дни сценическое искусство прогрессирует главным образом в области эстрады, можно часто встретить в программе мюзик-холла, наряду с выступлениями артистов, также и выступления фигуристов (на искусственном льду), в одиночном и парном катании. Таким образом, фигурное катание, преследующее эстетические цели в двух направлениях (орнамент и «искусство движений»), представляющее в своих методах полную аналогию методике почти каждого вида искусства, может рассматриваться не только, как „мост" между спортом и искусством, но и как своеобразная область самостоятельного искусства. 4. Фигурное катание на коньках, как вид физической культуры. Развитие мускулатуры, даваемое фигурным катанием, сравнительно незначительно вследствие слабой нагрузки и небольшой утомляемости. Но именно вследствие этих качеств фигурное катание окажется весьма подходящим спортом для тех людей, которым вредна или просто нежелательна трудная физическая работа конькобежца-скорохода или лыжника. В то же время фигурное катание содержит в себе все главные достоинства зимнего спорта в его оздоравливающем значении. Дыхание свежим, чистым, лишенным пыли морозным воздухом, не слишком трудное физически, но достаточное для согревания тела движение — все это рекомендуется медициной при слабости дыхательных органов и даже при начавшемся туберкулезном процессе. В отношении же физического воспитания, фигурное катание вырабатывает весьма необходимые не только для спортсмена, но для каждого человека, качества — ловкость, равновесие и исключительное владение своим телом. Фигуры, содержащие в себе элемент быстрого поворота с „переменой фронта" (см. ниже), выполняемого при помощи более или менее резкого перемещения частичных центров тяжести (движениями свободной ноги, рук, иногда даже головы), приучают фигуриста к уменью свободно распоряжаться своим телом, сохраняя равновесие в самых трудных положениях. Особенно четко вырабатывается это качество при изучении „крюка" и „скобки", где специфические особенности этих фигур требуют быстрого переноса центра тяжести совсем не в ту сторону, куда „хотелось бы". Тренировочная работа фигуриста, требующая вначале очень большого сосредоточения, впоследствии сводится к повторению и комбинированию уже изученных фигур, и здесь в однообразном ритме колец, описываемой восьмерки, даётся глубокий отдых нервам, которые как бы „убаюкиваются" плавным кадансом движений. Фигурным катанием можно заниматься в любом возрасте, с 9—10 лет и до старости. Нам известны случаи, когда пожилые люди 45—50 лет, никогда не стоявшие до тех пор на коньках, начинали заниматься этим спортом и достигали солидных результатов. Ежедневные посещения катка, не требующие долгих сборов и поездок, оказывают помимо удовольствия, большое гигиеническое, влияние. В течение свободного часа – двух можно успеть побывать на катке, провентилировать легкие, освежиться движением на воздухе и вернуться домой. Фигурист, который помимо здоровья хочет приобрести мускульную силу, должен сообразоваться с тем, что фигурное катание дает достаточную работу ногам и брюшному прессу, но мышцы верхней части туловища, плечевого пояса и рук, работа которых лишена сопротивления, развиваются значительно слабее. Поэтому, для гармоничного развития всего тела, фигурист должен либо проделывать специальные гимнастические упражнения для указанных мышечных групп, либо в летнее время заниматься каким-нибудь „универсальным" видом спорта—легкой атлетикой, греблей или плаванием. Фигурное катание, являясь чрезвычайно красивым зрелищем, может служить могучим спортивно-агитационным средством. Если может существовать парное катание, почему бы не организовать групповые, а затем и массовые выступления фигуристов. В этой области открываются очень богатые возможности, как в смысле вовлечения широких масс в физкультуру, так и в смысле массового физического, эстетического и ритмического воспитания. Размеры настоящей книги не позволяют нам подробно остановиться на советах по гигиене конькобежца-фигуриста. Правила общей и спортивной гигиены здесь такие же, как и в других видах зимнего спорта. Желающих ознакомиться с этим вопросом отсылаем к специальной литературе. Рекомендуется ознакомиться с «Новейшей гигиеной» Мюллера. 5. Снаряжение для фигурного катания. Прежде, чем говорить собственно о снаряжении, следует сказать несколько слов о катке. Площадь катка размерами 30 х 40 метров вполне достаточна для одновременной работы десяти человек. Каток следует заливать водопроводной (фильтрованной) водой, так как такой лед значительно лучше держится при оттепели, нежели лед из прудовой или речной воды. Выбирать площадь для катка лучше на суше, в защищенном от ветра месте. В морозный, не слишком холодный день площадь очищается от снега, оставшийся снег плотно утаптывается и затем каток заливается водой, пока не нарастет слой льда в 8 —10 см. После основной заливки, следует ежедневно расчищать каток от снега и обновлять лед, поливая его из леек, «дождем». Фигурист должен хорошо видеть след, оставляемый коньком, поэтому работа на старом, изрезанном льду очень затрудняется. I. Коньки. Коньки для фигурного катания изготовляются во множестве различных образцов и моделей. Однако, существуют некоторые общие требования, которым должна удовлетворять каждая модель. Коньки должны наглухо привинчиваться к обуви маленькими шурупами (числом 12—14 штук). Коньки должны иметь высоту не меньше половины ширины подошвы. Лезвие должно быть изогнуто, при чем перед и задок загибаются кверху, несколько круче, чем середина. Лезвие должно быть в толщину от 4 до 6 мм и в длину не более, чем на 3 см. длиннее башмака. Коньки должны быть изготовлены из лучшей закаленной стали и никкелированы (для защиты от ржавчины). Приведем описания наиболее распространенных моделей.

